Актуальность
Дошкольное образование, являясь звеном общей системы образования, выполняет социальный заказ начальной школы – готовит детей к школе. Учителей начальных классов, на протяжении ряда лет, не удовлетворяет уровень речевой готовности выпускников ДОУ к обучению чтению и письму. В адрес дошкольных учреждений звучат претензии относительно недостаточной сформированности у детей фонематических процессов и звуковой стороны речи.
Для нашего МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» проблема подготовки старших дошкольников к обучению грамоте является особенно актуальной.
Для повышения эффективности работы ДОУ в этом направлении требовалось методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, создание соответствующей развивающей среды в группах.
Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.
Идея опыта: организовать воспитательно-образовательный процесс по подготовке к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы обеспечить готовность детей к овладению чтением и письмом в начальных классах.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом).
Задачи:
Создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе;
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом);
Координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса подготовки дошкольников к овладению грамотой.
Условия формирования опыта
Этапы работы:
I этап (2010-2011 уч. год) – организационный: изучение методической литературы, изучение передового опыта работы, планирование деятельности.
Существующие технологии подготовки и обучения дошкольников грамоте (Г. Марцинкевич, Д. Шумаевой, Г. Глинки, Е. Кузнецовой), ориентированные на контингент детей логопедических групп и на обучение чтению, не удовлетворяют требованиям программ воспитания и обучения в детском саду.
Педагоги, использующие в работе с детьми технологию Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой «Обучение дошкольников грамоте», вынуждены адаптировать её с учетом программных задач и возможностей детей.
У воспитателей возникают трудности, каким образом распределить программные задачи на учебный год, обеспечить комплексное решение всех задач на протяжении цикла занятий, спланировать содержание занятий с учетом реализации обучающих, развивающих, воспитательных задач, подобрать и использовать дополнительный материал, обеспечивая дифференцированный подход к детям с разными возможностями развития?
В этих условиях очевидной стала необходимость модифицировать вышеперечисленные технологии, дополнить научно обоснованным и проверенным опытом и содержанием, обеспечив развивающий характер обучения дошкольников.
II этап (2011-2012 уч. год) – основной: совершенствование предметно-развивающей среды, составление картотек, проведение консультаций, разработка конспектов ООД, разработка диагностических карт.
Свою работу по подготовке детей к обучению основам грамоты я начала с создания предметно-развивающей среды.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливала дидактические игры, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В речевом уголке детям предложены следующие игры: «Маленькие слова», «Что сначала, что потом», «Забавные истории», «Стань другом природы» и др. В непосредственно образовательной деятельности применяла иллюстративный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал.
Также были составлены картотеки:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека физминуток;
- картотека игр на развитие фонематического восприятия;
- картотека игр на развитие звукового анализа и синтеза;
- картотека игр с буквами.
Для успешного развития детей мною в группе была создана речевая зона. Она представлена книжным и театральным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол.
В работе использовала также магнитную доску, на которой дети самостоятельно составляли рассказ по серии сюжетных картинок, определяли место звука в слове, составляли схемы предложений и по данной схеме составляли предложение.
III этап (2012-2013 уч. год) – обобщающий: разработка методических рекомендаций, диагностика знаний и умений детей, проведение открытых мероприятий, консультации для педагогов ДОУ и района, родителей, обобщение и внедрение опыта работы.
Результаты опытно-экспериментальной работы легли в основу разработанной мной программы «Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста» (утверждена на педагогическом совете педагогов МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида», протокол № 6 от 31.08.12г.).
В работе с детьми использовала наглядные, словесные и практические методы обучения. Организованная образовательная деятельность строилась на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе обучения. Обучение проходило в увлекательной игровой форме.
В совместной деятельности с детьми использовала различные формы организации педагогического процесса: фронтальные занятия, развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации. При необходимости проводилась дополнительная индивидуальная работа с детьми.
Проводилась также большая работа с родителями по обучению детей грамоте:
1. Привлечение родителей к изготовлению игр, пособий.
2. Организация практикумов, мастер-классов, где рассказывала об играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.
3. Оснащение родительского уголка. В уголке для родителей постоянно выставлялись и обновлялись памятки по обучению грамоте (например, по составлению схемы предложений, по звуковому анализу и синтезу слов и т.д.)
4. Приобщение родителей к подбору картинок, игрушек для игр.
Результативность опыта
Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родному языку в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.
Достижение устойчивых положительных результатов при формировании навыков языкового анализа и синтеза у детей подготовительной группы в МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» подтверждается данными диагностики (мониторинга).
Положительные результаты достигаются без непосредственного участия специалиста – логопеда, при экономной затрате сил и времени. Консультативная помощь учителя-логопеда начинающим педагогам также способствовала более эффективному применению специальных приёмов обучения и предупреждала возможные речевые ошибки.
Опыт подготовки дошкольников к обучению грамоте, накопленный в МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» в период с 2010г. по 2013г. особо ценен своей готовностью к внедрению в практику, он востребован воспитателями ДОУ. Применение разработанных материалов доступно для самостоятельного использования педагогами.
Скачать: Презентация к занятию по обучению грамоте «Буква О»